|
Развивающие упражнения
Учимся слышать
№1
В упражнении может участвовать до 3-4 человек. Необходимо закрыть глаза, прислушаться и затем про себя перечислить все звуки, которые вы услышали в течение 2 минут. Теперь откройте глаза и сравните: кто что слышал. Есть ли такие звуки, которые кто-то из вас услышал, а кто-то нет.
№2
Число участников ограничивается 10-15. Раздайте участникам приведенные ниже бланки.
Инструкция. Против каждого примера, указанного в левой колонке, опишите одним словом или фразой выражаемое чувство. Задайте себе вопрос: "Что, собственно, хотели сказать этой репликой?"
После заполнения правой колонки сравните ваши ответы с ответами других участников.
Учимся запоминать
№1
Цель . Определение объема и развитие кратковременной памяти.
Описание . Испытуемый должен запомнить и воспроизвести максимальное число наименований из предъявляемой ему таблицы. Таблица содержит до 20 профессиональных наименований. Наиболее эффективно использование наименований блюд, ингредиентов, специальных понятий.
Инструкция . Сейчас вам будет предъявлена таблица с наименованиями. Вы должны постараться за 20 секунд запомнить и потом записать как можно больше наименований блюд. Внимание! Начали!
Оценка . Оценивается число правильно воспроизведенных наименований. Максимальное количество информации, которое может храниться в кратковременной памяти, - 10 единиц. Средний уровень - 6-7 единиц. Низкий уровень - менее б единиц. Многократное использование этого исследования улучшает навыки запоминания.
№ 2
Цель. Исследование процессов восприятия и узнавания. Развитие зрительной памяти.
Описание. Экспериментатор предъявляет испытуемому таблицу с изображением 9 профессиональных наименований и предлагает внимательно запомнить эти наименования в течение 10 секунд. После чего испытуемому показывают вторую таблицу, с большим количеством профессиональных наименований. Испытуемый должен обнаружить среди них наименования из первой таблицы.
Первая инструкция. Сейчас вам покажут таблицу с наименованиями блюд. У вас есть 10 секунд, чтобы постараться запомнить как можно больше наименований.
Вторая инструкция. В следующей таблице среди разных наименований вы должны выбрать те, которые видели в первом случае.
Бланк
Слова говорящего |
Выражаемое чувство
|
1. Я сыт по горло вашими извинениями.
2. Хорошо, я извинюсь! Что еще вы от меня хотите?
3. Если бы я и попытался, я все равно не смог
бы подготовить в тот момент другой отчет.
4. Вы хотите меня проверить?
5. Я бы с ней так не обошелся!
6. Не могли бы вы перенести это собрание
на следующую неделю?
У нас много работы в эту пятницу.
7. Кажется, он все делает лучше,
хотя у него нет такого опыта, как у меня.
8. Я не могу понять этих людей! Хватит им угождать!
9. Я никогда больше не буду ей помогать.
Даже ни слова благодарности
за все, что я сделал для нее.
10. Мы могли бы снова попробовать,
но, честно говоря, я думаю, что этого делать не стоит. |
|
Обработка результатов.
Подсчитывается число правильно и неправильно узнанных наименований. Уровень узнавания (Е) определяете по формуле: Е= М/9 +М, где М - число правильно узнанных наименований; N - число неправильно узнанных наименований. Наиболее оптимальный уровень узнавания равен единице, поэтому, чем ближе результаты к единице, тем лучше у него функциональные процессы запоминания и узнавания.
|